ВАЖНО!!!!  Последние даты отправки с гарантией получения ДО Нового года:
ПОЧТА по России и по миру -5 декабря
МЕКУС (курьерская доставка) в Ленинградскую область - 20 декабря
МЕКУС (курьерская доставка) в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург - 22 декабря
СДЭК (курьерская) до склада по России - 20 декабря
ПОЧТА по Беларуси - 22 декабря
При покупке 2х изделий используйте промокод DoubleS и получите -5% скидку при первой покупке!
До конца 2018 года бесплатная доставка курьерской службой Мекус при заказе от 3000р (Москва, внутри МКАД) и
от 3500р (Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области). Доставка осуществляется по будням с 9:00 до 19:00

Почему все люди разные, или как мы видим цвета?

Объективно: какого цвета платье?

Автор: Анна Левкович

Так уж вышло что все мы люди разные, это нужно принять и, как говориться, понять и простить. Недавно у меня случилась весьма неприятная ситуация с одним клиентом: цвет заказанного бегемота не соответствовал заявленным фото-ожиданиям. К слову сказать я согласилась поменять его совершенно без проблем. Однако это натолкнуло меня на мысль, дабы избежать возможность таких конфликтов в будущем, составлять коллажи из фото тканей (мои и производителя) а также фото конечного продукта. Я не знаю почему, но некоторые ткани (серые и желтые в большей степени) совершенно некорректно фотографируются моим Nikon D300s. И вообще достаточно часто бывают ситуации некорректного оттеночного восприятия. Собственно поэтому и появилась эта статья с попыткой объяснить, почему мы видим цвета по-разному, почему много зависит фотоаппарата, монитора, нашей физиологии и на что стоит делать скидку получив конечный результат.

Я заказываю практически все ткани через интернет, естественно выбирая их по фото, так что у меня тоже бывают случаи, когда приходит не то, что я заказывала. С учетом моего адового перфекционизма, как понимаете это почти трагедия), но ничего, это все можно пережить и отрастить дзен)

 

Итак, давайте попробуем разобраться, что такое наш глаз и как он работает? Ну и какого цвета платье?

Немного краткой анатомии для начала. Глазное яблоко представляет собой сферу, состоящую из трёх оболочек. Наружная, фиброзная оболочка, состоит из непрозрачной склеры толщиной около 1мм, которая спереди переходит в роговицу. 
Снаружи склера покрыта тонкой прозрачной слизистой оболочкой - конъюнктивой. 
Средняя оболочка склеры называется сосудистой. Из её названия понятно, что она содержит массу сосудов, питающих глазное яблоко. Она образует, в частности, цилиарное тело и радужку. За радужкой располагается хрусталик - ещё одна линза, преломляющая свет.
Внутренней оболочкой глаза является сетчатка. Сетчатка – истинная ткань мозга, выдвинутая на периферию, в ней разделяют два отдела: 
-оптическая часть сетчатки (от зрительного нерва до зубчатой линии и представляет собой высокодифференцированную линию) 
-слепая часть сетчатки (от зубчатой линии до края зрачка, где она образует зрачковую кайму коричневого цвета) 
В сетчатке различают 10 слоев, один из них – слой палочек и колбочек 
Общее количество колбочек составляет около 7 млн., палочек – 130 млн. Палочки обладают высокой световой чувствительностью, обеспечивают сумеречное и периферическое зрение. Колбочки выполняют тонкую функцию: центральное форменное зрение и цветоощущение. 

По своему строению и функциям глаз можно сравнить с оптической системой, например, фотоаппарата. Изображение на сетчатке (аналог фотоплёнки) образуется в результате преломления световых лучей в системе линз, находящихся в глазу (роговица и хрусталик) (аналог объектива). 

 

В процессе восприятия и обработки участвуют две стороны, предмет, на который мы смотрим и собственно человеческий глаз, а также мозг, обрабатывающий информацию, полученную через глаза.

Давайте разберем, как же мы видим цвет. Как было сказано ранее в сетчатке человеческого глаза находятся рецепторы колбочки и палочки. Всего в глазу располагается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Распределение рецепторов на сетчатке неравномерно: в области желтого пятна преобладают колбочки, а палочек очень мало; к периферии сетчатки, наоборот, число колбочек быстро уменьшается и остаются одни только палочки. Более того у разных людей количество колбочек разного типа может быть неравным (отсюда мы иногда видим цвета по-разному). Колбочки, отвечают за восприятие цвета, палочки в свою очередь за сумеречное зрение. Например, ночью вы не видите цвета, вы видите все серым, потому что работают палочки, а днем работают и колбочки и палочки.

 

Глаз чаще всего сравнивают с фотоаппаратом, как мне кажется, наиболее доступно об этом рассказал - Лев МЕЛЬНИКОВ, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, ниже, издержки из его статьи на так интересующую нас тему:

лаз сравнивают с фотоаппаратом. Действительно, так же как и в фотоаппарате, основная часть нашего органа зрения — это фоточувствительная «плёнка». Она называется сетчаткой, которая и рождает всё то красочное многообразие мира. Сетчатка — это полусфера, истинная «чаша Грааля», полная тайн. Она составлена из огромного числа чувствительных к свету клеток, нейронов. Их два сорта. Они названы по их форме «палочками» и «колбочками». Природа в целях надёжности часто создаёт избыточные органы: так у нас два лёгких, две почки, два глаза и уха... Так произошло и с морфологией органа зрения. В сетчатке настоящее столпотворение чувствительных клеток: их почти 137 миллионов. Право, для нормального зрения могло бы хватить и на порядок меньше.

Иногда природа, с нашей точки зрения, делает что-то очень разумно, иногда — нет. Во втором случае мы просто не понимаем её замысел.

<...> Полный текст статьи можно прочитать здесь.

Краткий вывод статьи (кому лень читать): произведения искусства, как чрезвычайно сложные объекты восприятия, нельзя изучать «физическими» и «физиологическими» методами. Последние годятся только для изолированных явлений, таких как локальный цвет. Художественное изображение требует комплексного подхода, учёта всех психологических и эстетических связей и отношений."

Итак, сейчас вы уже чуть больше понимаете, как же работает наш глаз. Но самое важно-как окружающий мир воспринимает наш мозг. Более того, физиология, физиологией, но никто не отменял и психологический фактор восприятия цвета:

"Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
<...>
В колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, «каштановый», коричневый, «шоколадный», «оливковый» и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека. 
В силу природы глаза, свет, вызывающий ощущение одного и того же цвета (например белого), то есть одну и ту же степень возбуждения трёх зрительных рецепторов, может иметь разный спектральный состав. Человек в большинстве случаев не замечает данного эффекта, как бы «домысливая» цвет. Это происходит потому, что хотя цветовая температура разного освещения может совпадать, спектры отражённого одним и тем же пигментом естественного и искусственного света могут существенно отличаться и вызывать разное цветовое ощущение.
<...> Полный текст статьи здесь.

Переводя на нормальный язык: 2 человека могут воспринимать один и тот же цвет в зависимости от: индивидуальных особенностей зрения, освещения, угла просмотра предмета, психологического восприятия цвета.

Поэтому вернемся к нашумевшему снимку "Какого цвета платье?" и его научному объяснению:

 

Платье видится синим / черным или белым / золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше «палочек» или «колбочек», а также условий освещенности в помещении. (Это стало возможным благодаря различным цветам, которые смешиваются вокруг вас.) Разные люди имеют разные остатки «палочек» и «колбочек» - в первую очередь страдают те, у кого дальтонизм.

Но палочки также очень чувствительны к свету, они обнаруживают цвет с помощью пигмента под названием родопсин, который очень чувствителен к низкой освещенности, но высвечивается и уничтожается при более высоких уровнях освещенности. И должно пройти около 45 минут, чтобы перестроиться (ну как вашим глазам потребуется время, чтобы адаптироваться к ночи, другими словами). В принципе, если вы посмотрите на платье в условиях яркого освещения и увидите один цвет, то, если уйти на полчаса в темную комнату и вернуться, платье вполне возможно изменит цвет.

Также разный цвет платья у разных людей связан с индивидуальными различиями в восприятии цвета. Если вы когда-либо пробовали работать с фотографией, вы, вероятно, сталкивались с балансом белого - камера пытается выравнить его в неподходящих условиях освещения. Ваш мозг делает свой собственный баланс белого, что автоматически означает, что вы, либо не обращая внимания на синий оттенок, видите белое / золотое изображение, или, игнорируя желтый оттенок, видите синюю / черную фотографию.

Офтальмологи говорят, что разное восприятие цвета платья не значит, что у вас проблемы с глазами или с психикой. У каждого человека есть индивидуальные особенности зрения. Мозг обрабатывает световые волны, попадающие на сетчатку уникальным образом, поэтому-то кто-то видит одни цвета, кто-то другие.

Есть научное объяснение тому, почему люди видят разные цвета на одной картинке. Это оптическая иллюзия. Объекты отражают свет на разных волнах или в разных цветах и человеческий мозг определяет цвет по отраженному свету. Предметы вокруг также могут отражать цвет и влиять на восприятие. На этом фото много других цветов вокруг и они смешиваются, и мозг не может сразу определить цвет платья. Итак, люди, которым окружающий свет кажется темным, видят белый вместо синего. Это зависит от процесса восприятия мозгом. Профессор вашингтонского Университета Джей Нейтз говорит, что изучает разницу цветов 30 лет и этот случай - один из наиболее явных различий которые он когда либо видел. Ему, кстати, платье показалось белым.

КОМПЕТЕНТНО: Вот как этот феномен объясняет шведский профессор Per Sederberg-знаменитый профессор психологии университета штата Огайо, давший интервью газете Svenska Dagbladet:

"Дигитальный снимок состоит из крошечных элементов, которые и формируют поверхность изображения, из так называемых пикселей. Когда дигитальный снимок представляется на дисплее, каждый элемент дает нам комбинацию из трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Изменяя интенсивность каждого из этих цветов мы получаем специфическое восприятие света. Если в то же время дисплей освещается внешним светом, то этот свет отражается и смешивается с тем, который излучает каждый элемент снимка. Все в целом воспринимается оптикой глаза, "переправляется" в сетчатку. Огромную роль в итоговом восприятии картинки могут играть индивидуальные особенности глаза того или иного человека - а именно способность регистрировать те самые три основных цвета, о которых мы говорили выше. Зрение просто регулирует относительную долю каждого из трех основных цветов между элементами изображения. От этого и зависит трактовка образа".

 

Итак, снова вернемся к фотографии, почему же фотоаппарат не видит предмет, который мы фотораграфируем, так же, как его видим мы?

Видимые нами цвета предметов – это не свойство самих предметов, а свойство нашего зрения. Трава выглядит зелёной только потому, что отражённые от неё лучи света с длиной волны в диапазоне 500-565 нм, попадая на светочувствительные рецепторы глаза, вызывают в мозгу ощущение зелёного цвета. Привыкнув к тому, что обычно трава зелёная, мы видим её зелёной даже в непривычном освещении. Человеческому зрению свойственно цветопостоянство. Наш мозг выравнивает цветовой баланс таким образом, чтобы предметы по возможности сохраняли для нас свои естественные цвета независимо от цвета освещения. Белая бумага кажется нам одинаково белой, что днём, когда она освещена холодным светом, льющимся из окна, что вечером, когда на неё падает тёплый свет ламп накаливания. Мозг знает, что бумага должна быть белой и принимает меры, корректируя реальность, а глупая камера правдиво изобразит бумагу в одном случае синей, а в другом – оранжевой. Как иногда бывает, на фото получается один цвет, клиент ожидает получить именно его, а приезжает другой. Разочарование понятно. 

В фотографии для достижения естественного эффекта используют настройки баланса белого цвета, регулируя его в зависимости от условий освещения либо самостоятельно, либо доверяя этот процесс авторежиму. Я полагаю, что основная проблема неправильного восприятия серого и желтого цветов на моем фотоаппарате, все же в матрице, т.к настройки, все какие знаю я уже перепробовала. Если у вас есть идеи, как это исправить, буду благодарна. 

Не по теме добавлю, когда лично я сталкиваюсь с проблемами и неурядицами я воспринимаю это как вызов, анализирую Свои ошибки, делаю все, чтобы этих ошибок больше не повторялось. К сожалению, у многих людей политика несколько иная, обвинить во всем других и полностью сныть с себя ответственность. Если бы каждый исправлял свои ошибки сам и был ответственен к себе и окружающим, жить было бы гораздо легче, правда?


  • Сайт
  • Магазин